Предисловие.
Данный рассказ изначально писался для себя, чтобы по прошествии
многих лет, когда маразм будет одолевать и брать верх, и
фотографий будет явно не достаточно для представления полной
картины, помочь восстановить хронологию событий…
Еще,
пользуясь, случаем хочу передать привет правильному и морально-
устойчивому рыбаку Алексею Павловичу! Мне все равно, а ему будет
приятно! Своей дорогой и любимой жене Жене, которая мало того,
что не против моего увлечения, так еще и достойная участница…. А
также всем, кто помогал и составлял компанию в этой поездке, во
многих других и в целом по жизни! Всем вам Огромный привет и
Спасибо! Перечислять не буду – сами знаете...
Неплохо я завернул...
// Сразу оговорюсь, что все имена людей, встретившихся
нам, изменены, дабы не было потом проблем с авторскими правами//
// Все, что здесь написано, не является инструкцией к
действию, или памяткой в помощь, а лишь воспоминания, возможно
даже переоцененные по прошествии полугода!//
// Кумское
водохранилище – водохранилище на реках Кума, Софьянга и
Кундозерка в Лоухском районе на севере Республике Карелия. В его
состав входят озера: Топозеро, Пяозеро, Кундозеро, Ципринга. //
Вступление.
Мысль о поездке на Кумское вдхр. зародилась в моей голове
достаточно давно, наверно году эдак в 2006г. Поисковые ресурсы
выдавали информации о поездках такого плана достаточно мало, и
всё сводилось к отчетам об экспедициях на парусных катамаранах,
проходящих, так или иначе, по Кумскому. Как сейчас помню: “С
утра дул слабый бакштаг, сменившийся к полудню
бейдевиндом”. Одна из немногих статей, которая
заинтересовала – “Прыжок на Пяозеро”...
На
какой-то совместной рыбалке (притом зимней) я вскользь сказал,
что знаю, куда полюбому надо ехать, но почему-то реакция на мои
слова была близка к нулевой. Всё внимание было привлечено к
кивкам, которые как назло, то и дело склоняли свои головы к
лункам, как бы благодаря царство Посейдона за очередную
“огуречную” рыбку.
Каким – то вечером, месяцев 5 спустя, позвонил Вадик и сказал,
что Кумское меркнет по сравнению с тем местом, о котором он
узнал буквально вчера. Но не одного названия я так и не услышал,
кроме того что окунь полтора кг - это норма. И красная есть и
щук там все веслами гоняют……
- Где это, где?
- Я пока толком
сам не знаю, узнаю поподробнее, перезвоню. Точи крючки!
– сказал Он.
Два-три дня
спустя, тот же звонок – те же лица. С первых секунд я понял, что
сейчас информации намного больше:
- Пяозеро! Знаешь
про такое? Туда надо ехать! – очень важно заявил Вадик, и
добавил, что информация проверена и есть прямые выходы на людей,
которые там были.
- Ладно. Тогда
Кумское отпадает. Едем на Пяозеро!– ответил я. На том и
порешили.
Вывод:
Знание — сила, незнание — спокойный сон.
Подготовка.
Подготовка началась за два месяца до поездки. Был определен
состав участников, желавших испытать себя или на себе…, на тот
момент 7-8 человек. Начали обсуждать провизию, время отъезда –
приезда, маршрут, место стоянки, перспективные места… За месяц,
а именно в конце июля, прошла первая (была и вторая)
ознакомительная встреча с Антипом (по совместительству ген. дир.
одного рыболовного магазина в центре), на которой выяснилось,
что места стоянки,
которые были найдены участниками в плане
пребывания, отрешенности от мирского, и много всего остального
не подходят по ряду причин. Спасибо Антип!
Итак,
окончательный состав участников.
Focus: Олег, Артем
21104: Я, Женя,
Рус-Невада Есаул
Passat: Толян
Вывод:
Если работа мешает рыбалке – ну её нафиг эту работу.
Туда.
Закупившись самым необходимым, из О’Кея на Большевиков мы
отъехали в начале шестого вечера.
Решено было заправиться на з/п Лукойл на Мурманке. Я сразу
объявил, что буду заправляться каждые 250-280 миль т.к. бак у
меня около 11 галлонов, а датчик уровня топлива сломался еще
весной - у меня всегда пол бака. (перечитать абзац
после прочтения комментариев).
За Волховом видели ужасную картину – лобовое столкновение двух
фур, на следующие часа 3 скорость заметно упала км на 20 в час.
После Сланцев пару недообгонов заставили меня догонять костяк
команды. К сожалению, поддерживать такую же маневренность со
145-ю лошадками моим 9–ти десяткам кобыл было, ох как, нелегко.
Вообщем, ехали мы, ехали (в смысле догонял я, отставал), пока
....
Еду по трассе, проехав населенный пункт (40 км до Петрика)
притапливаю немного, и на самой горке вижу на обочине ДПС.
Останавливают. Стандартное: “Здравствуйте, пройдемте”.
Показывает на мониторчик, там моё авто и скорость в левом нижнем
углу 106 км/ч. Нарушаем говорит. Я, было, подумал, что номера
грязные. “Нет” – говорит, - “Вы превысили на 16 км/ч. Будем
выписывать штраф – 100 рублей”.
Сколько езжу мимо ДПС в Лен. области, точно знаю что до 110
км/ч не останавливают, или просто мне везет. Штраф, так штраф.
На предмет рассчитаться на месте получаю в ответ недоуменный
взгляд, что-то вроде “Сам то понял, что сказал?”. Посидели,
поболтали, пока выписывали, минус 10 минут – кому 10 минут, а
кому - минус еще 18 км. Да кстати, когда я останавливался, то
встал прямо перед ними в 30 см так что без заднего хода не
обойтись. Пока садился и пристегивался, они уже отъехали на пару
метров назад. Отъезжая пересчитал в голове, что км 25 я уже
позади. Перебирая передачи, я только перешел на пятую и уже
думал подрубить двуокись, как меня опять остановили. Прошло
меньше минуты. Вы когда-нибудь выходили к сотрудникам ДПС с
улыбкой на лице, я же не смог сдержать смех.
- Здравствуйте, сержант Подберёзовиков! С вами всё в
порядке?
- Да.
Протягиваю
протокол. Я думаю он сразу понял в чем дело; было видно, как он
сдерживает улыбку.
-
102 км/ч, Максим Анатольевич. Пройдемте.
- А
было 106. Если б чуть подальше стояли, то и все 90 было, я как
раз снижал...
Стало абсолютно
ясно, что мне светит еще один протокол, и я буду далеко позади.
И я решил форсировать…. любыми способами ( здесь рассказчик
опускает голову и краснеет).
Следующий абзац
я переписывал раза 3, и в итоге остановился вот на чем.
Я
(мы) потерял (и) в общей сложности на этих двух остановках минут
20-25, но отъехав, еще долго я был горд за то, чего, лично я в
Ленинградской области – не встречал!
После остановки, недоезжая поворота на Петрик, было решено
заехать перекусить в сам Петрозаводск, поскольку придорожное
кафе отпало сразу, а вынимать горелки и что-то готовить было
неохота (да и время 22+ не располагало на такие “ПА”).
Из всего
колорита субботних вечерних кафе, почему-то было выбрано кафе
под названием “ЦУМ” или ”ГУМ”.
Чем запомнилось:
сначала никак не мог понять зачем на каждом столике разложены
красочные газеты (неплохой ход для распространения желтой
прессы) – оказалось меню, и второе поскольку не хотелось
оставлять Есаула в машине на долгое время, мы с Женей ели
поочереди, вследствие чего; вход со двора на четвертый этаж и
проход вдоль закрытых тороговых рядов (доп опция после 22 или 23
часов) превратили наше питание, в какую то беготню……
Вывод:
“Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были
безупречны.”
Поль Валери
Петрозаводск
– поворот “Лоухи – Софпорог”
В целом дорога очень плохая, за исключением одного района,
протяженностью около 100 км, где можно уверенно шуршать 140-150
км/ч . (то ли Кондопожский р-н, то ли Медвеж-й), причем четко по
знакам.
Иногда попадал в
такие ямы, что казалось, что колеса останутся трофеем “Колы”.
(хочу отметить, что по приезду на шинке сказали, что диски
прокатке не подлежат ). Особенно запомнилась одна ямка перед
мостом через Кемь. Кстати, после чего начало травить левое
переднее.
Совет: если
идете ночью колонной – то держите дистанцию, чтоб идти с дальним
светом – помогает.
Временами
попадали в низины, заполненные густым-густым туманом (4-5 часов
утра) с видимостью метров 10-15, причем на протяжении десятков
км, так что скорость приходилось снижать до 20-30 км/ч.
Обратил внимание, что много встречных авто (как правило, с
регионом 51 не
переключаются на ближний свет, даже когда им в ответ бьешь
дальним).
Дорога узкая и
при сближении с фурами как то втягиваешься в кресло, руки
выпрямляются сами, как будто идешь на таран. При всем притом
обочин, как таковых, обнаружено не было.
Вывод:
трасса Санкт-Петербург – Ивангород – НЕ ТАК И ПЛОХА!
Кола –
Софпорог – атлас – Артем
По рассказам бывалых, этот участок пути нам преподносили как
“коварный”, и что здесь можно идти как 90 км/ч, так и, в
зависимости от погоды накануне, 30 км/ч., что очень много пней
прямо на дороге и т.д. Скажу честно, особой разницы с участком
трассы Хийтола – Лахденпохья я не обнаружил (ну помимо
расстояния).
Почему все решили, что заправка на перекрестке Кола - Лоухи не
функционирует?
Бензина у всех
кроме Пассата с баком 70 л. оставалось, ну очень мало. Проезд
дальше по трассе 32 км в сторону Чупы заправок не обнаружил. А
вот имеющийся атлас уверенно показывал ТРИ заправки по одной в
пос. Сосновый, Кестеньга и Софпорог. О данных поселках
рассказывать не буду, забегая вперед, скажу лишь то, что бензина
там НЕТ.
Я высох через 40 км от Колы, поскольку ещё была надежда на
Кестеньгу и Софпорог, я достал 10 л канистру лодочного 92-го и
залил 2-3 литра, Кестеньга результатов не принесла, и через 4 км
после неё я высох вторично. Толкать до воды было ещё далеко, и
залив еще около 3-х литров двинулся дальше.
Вывод:
Бензина много не бывает, и мы в этом убедились не однократно!
Софпорог –
Софьянга.
Поприезду в Софпорог, мы созвонились с Елисеем, баркас был
готов, ах да мы же забронировали баркас по телефону из Питера,
места под стоянку машин подготовлены, пора уже было отправляться
дальше!!!
Насколько я помню, в Фокусе был взят лодочным бензином - 95-й.
Сверив с бортовым компьютером и пересчитав расстояние в бензин
на обратную дорогу до трассы, Олег взял 20-ти литровую канистру
лодочного бенза и начал заливать в бак. Дальше картина,
которая запомнилась всем участникам: Взгляд Артема на сие
бесполезное мероприятие описать словами было невозможно. Но
каждый следующий “бульк” в канистре, который очень отчетливо
разносился в 8 утра в штиль на берегу реки, был как ножом по
сердцу или серпом по ……..!
Поверьте мне! Не
одна лишняя капля сверх озвученного вначале объема не
просочилась в бак. Артем прекрасно понимал: “На острове бензина
не будет – полюбому, а в Софпороге есть варианты”
Мне пришлось,
также скрипя сердцем вылить 10 литров.
Пока
мы сгружались к обозначенному месту прибытия баркаса, подплыл
ещё один баркас, который мы, кстати, приняли за свой, но
ошиблись.
Далее ещё один момент, который не мог не порадовать: подъехал
микроавтобус с надписью аэрофлот на борту и оттуда выгрузились
туристы-авантюристы из Москвы (По-крайней мере мы их по каким-то
обрывкам фраз определили, как “из Москвы”). Склон берега был
достаточно крутой с грязью – люди выходили с чемоданами на
колесиках и выдвигающимися ручками, в сандалях на босу ногу и в
цветастых пляжных футболках, Plano-вские
тубусы и тд. (думаю, что это была просто реакция после наших
15-ти часов пути) Узнав конечный пункт пребывания сией компании
(в 400 метрах от нашей запланированной стоянки), мы решили
поменять маршрут дабы не слышать с соседнего острова раскатистое
вечернее “Наливай”.
Всё-таки не за этим мы здесь!!!
Вывод:
Стандартный вопрос по прибытию: “Как погодка-то?”
Неожиданный ответ: “18 июля было Солнце! А так как
всегда.”
Софьянга –
баркас
Баркас – это вещь! Насколько я помню это 10 -15 км/ч. Загрузка –
не по мелочи.
Ну так сказать,
самое время. За приезд!
Кто не встречал
фото софьянги с топляком при изучении Кумского. Отвечу сам –
встречали все. Воочию, это поражает ещё больше. Чувствуешь себя
как в пироге, которая медленно несет тебя по водам Пропонтиды.
Но еще более поражает траектория с которой мы двигались.
(местами русло реки нечетается вообще т.е. мы проплывали
вплотную между топляками, при этом оставляя чистую акваторию не
тронутой (а там глубина 1.5 метра как оказывается) ).
Как и было
запланировано, я включил ГПС и начал записывать путь.
- За тех, кто не
с нами!,- был следующий тост, и тут же записано памятное видео с
передачей совместного привета Вадиму Викторовичу!
Нашими
провожатыми-капитанами были Елисей и Радомир. Посоветовавшись о
новом месте стоянки и определившись с местом выгрузки (как
оказалось баркас не может подойти к конечному пункту и выгрузит
нас в двух-трех км от него). Но нам было все равно.
- За природу!!!
Что запомнилось:
когда Елисей достал кружку и дважды сполоснул её в забортной
воде – никто не придал этому значения. Но после этого он не раз
зачерпывал полную кружку той, же забортной воды, причмокивая
выпивал протягивая характерное - ааааааааа. Этот нехитрый и
примеченный способ утолять жажду, спасал нас на протяжении всего
пребывания. Помимо необходимой утвари в лодке каждое утро
находилась кружечка.
Вывод:
Записывая трек на ГПС-е, убедитесь, что он не стирает
предыдущий!
Пяозеро.
Выплыв на
просторы Пяозера понимаешь несколько вещей в зависимости от
определённых обстоятельств. Мы поняли следующее:
-
даже небольшой ветер мог бы создать немаленькие проблемы
“Флинту” и двум “Беркутам”
-
мы знали, что здесь хорошо, но не знали насколько
-
оставлять пластиковую полторашку конфиската водки ( далее
ППКВ) в руках Олега на всем протяжении пути без присмотра - явно
ошибка.
Вообщем, плыли
мы часа два и ………. приплыли к месту временной дислокации.
Что запомнилось,
когда плыли: от острова до берега полтора км, все это
расстояние хаотично усеяно топляком, (причем на волнах макушки
топляка то скрываются, то устрашающе появляются снова).
Казалось бы – пройти ровно посредине и отлично, ан нет, наш
баркас шел в 10-15 метрах от берега, поскольку все остальное это
затопленный мыс с глубиной 2-4 метра.
Приехав,
разгрузившись, поблагодарив за доставку и взяв 20 литров уже
разведенного бензина на всякий случай авансом, мы начали
собираться в дальнейший путь.
В данный момент
проявились два лидера, способных взять на себя сборку лодок (см
ППКВ).
Нам надо было
обойти остров и пройти примерно 2 км против ветра. (как итог -
250 мм забортной воды по приезду в каждой лодке).
Вывод:
Стоимость баркаса озвучивается в одну сторону. Оплачивается – в
обе!
Далее по дням расписывать не буду, а буду по событиям...
Временное
пристанище – это наш остров!
Подплывая к
острову, стало понятно, что надо придерживаться южной стороны,
т.к. дует здесь почти всегда северный достаточно холодный ветер.
Сразу нашли не плохую стоянку, правда это был сплошной камень,
поэтому решили посмотреть остров в целом. Обойдя немного остров,
нашли стоянку оборудованную столом и отличной сборно-разборной
“варочной поверхностью”.
Часть, уже
выгруженных, вещей отнесли по берегу, остальное на лодках. Со
стоянки открывался живописный вид на акваторию, где мы
собирались провести следующую неделю…
Пока плыли,
думали расположиться, и отдохнуть после почти суток дороги…
Но как всегда
“не выдержала душа поэта”. Поэтому было решено сплавать на
разведку. Олег же решил принести себя в жертву и разведать на
себе “Какой он, Карельский сон?”
Наша разведка
дала массу впечатлений и нулевой результат. На этом все
успокоились, и всё стало развиваться по плану, как и было,
задумано…
Представители
ихтиофауны:
Хариус:
лично я читал про изобилие непуганого хариуса, что ловиться он
на каменистых мысах и на косах и т.д. Но получилось не все как
всегда. В первый же день была обнаружена банка 1.5 метра на
10-ти метрах где мерный 700-800 гр хариус отлично ловился на
вертушку №4 Mepss. Единственное, что
после штук 8-10 он выбивался с данного места и появлялся здесь
только часа через три. А если ещё и Артем непременул заглянуть
сюда с вертушкой, то хариус исчезал на сутки минимум... Пожарив
хариуса в кляре ( готов вам открыть секрет креативного рецепта
кляра от Артема и Жени: мука, приправы и пиво “Bagbier”
) – и не
заметив особых гастрономических ценностей было решено придерживаться принципа поймал-отпустил. И вообще Хариус –
красивый!
Щука:
поймав двух щук подряд 2.4 и 1.8 на той же банке из под одного
камня на тот же №4 и упустив какого-то крокодильчика на 8 метрах
в коряжнике на Deep Diver, интерес к
щуке пропал, так и не появившись. В поисках окуня вдоль берега,
наткнулись на каменную гряду глубиной метра два-три с большими
волунами на дне, откуда Артем не отказал себе в удовольствии
выловить щуку на “Трюндель*”. После памятных фотографий,
зубастая отправилась подрастать. Крупная и очень крупная щука
есть!
* - устоявшееся
числительное, эквивалентное 3-м кг.
Сиг:
искали. Не нашли. Хотя делали все правильно, так сказать - по
инструкции. Необходимо было найти закаряженную заводь, коих
здесь хватает, привязаться к бревну и спокойно поджидать
поклёвки представителя лососёвых. В явно сиговых местах
(которые нам подсказали бывалые) клевал мерный окунь до 100 гр.
В следующей поездке надо будет уделить ловле сига должное
внимание.
Окунь:
окуня много, но все не-то. На
поиски окуня мы отправились на третий день с Толяном. Было
решено застать окуня врасплох в устье какой-нибудь речки. Толи
из-за времени года и соответственно уровня воды, но речки с воды
не читались, а проход в предполагаемое устье на веслах (из-за
топляка по другому не пройти) занимал около 20-30 минут. Это
дело было прекращено. В этот же день мы обнаружили 15-ти
метровую сетку - первую и последнюю за все время пребывания.
Толи по двум привязанным бутылкам Пепси, толи по тому, что она
была поставлена там, где 20-ти минутный штурм вертушками и мини-воблерами дал нулевые результаты, толи, обнаружив знакомых
москвичей, уходящих из этой бухты 10-тью минутами ранее, мы её
классифицировали как последний шанс добыть пропитание и трогать
не стали.
Вопрос:
Зачем тратить время и деньги, забираясь так далеко, чтобы
поставить сеть?
Кумжа и
Палия: уж не знаю, как оказалось, что готовившись на данных
представителей усиленно, как оказалось, мы подготовились на
твердую двойку! То ли блесна и воблеры были не те, то ли глубины
не подходящие, но каких-то значимых результатов не было. За
первые 3 дня было поймано несколько кумж и ни одной палии.
В предпоследний день пребывания, Артем с Олегом невольно
познакомились с еще одними отдыхающими, которые частенько
появлялись в нашей акватории. Ловили они исключительно палью,
причем с downrigger-ами и по полной
оснастке. Получив несколько секретов, мы в корне пересмотрели,
все теории, родившиеся из безрезультативной ловли…..
Этим же вечером мы с Артемом смастерили нечто, назвав его, не
долго думая, downstone. И вот на
следующий день (финальный день ловли) мы выплыли свести хотя бы
вничью наше соревнование с этой загадочной палией.
Необходим был
коллективный результат и мы разделились. Беркут пошел вдоль
берега на 20 метрах, мы же решили пройтись по акватории.
Единственное , что мы не учли, так это насколько сильно будет
парусить шнур (верёвка) на нашем новшестве. В итоге, для
заглубления блесны в толщу воды, приходилось выпускать до 25-30
метров веревки. Из плюсов: он работает, есть результаты. Из
минусов: лодку разворачивает безбожно и приходится не то, что
подруливать мотором, а держать мотор не адекватно развернутым
почти на максимум возможностей.
Ягоды грибы –
очень много.
Много.
Действительно много.
Один 45-ти сантиметровый гриб накормил
всех…
Зверьё
(живность)
Утки
были настолько наглые, что не гнушались то и дело пролетать над
головами, настолько низко, что опытный охотник воспринял бы это
как явное издевательство. Иногда так и хотелось точечным
броском, какого-нибудь атома, заарканить очередную крякву,
нарушающую наше спокойствие, и может даже угостить друзей
вкусным шулюмом на обед.
Еще все время досаждал какой-то зверек. Каждую ночь он пытался
пробраться в палатку, (иногда даже чувствовалось как в 30-40 см
от изголовья, по ту сторону от тента , кто-то грызет остатки
вечерней трапезы, и удар рукой по палатке успокаивал его лишь на
некоторое время. Первое время, Есаул пытался обратить наше
внимание на подозрительное копошение, но потом, смотря на наше
полное бездействие, перестал испытывать какой либо интерес, и
непринужденно похрапывал, принимая ночного гостя, как должное.
Оказалось, что его нора была в двух метрах от нашей палатки. Кто
это был так и осталось загадкой… Еще по рассказам наших местных
провожатых, медведи частенько донимают отдыхающих,
расположившихся на берегу в домиках. Так прошлым летом группу
геологов донимал один косолапый в течении почти месяца, пока не
пришел охотник……
Отдельным абзацем опишу “северного” комара, который как не
странно нам в изобилии не встретился, но отдельные экземпляры
успели о себе заявить. Наш местный “питерский” комар – ленивый,
неторопливый, рассудительный. Подлетев к предполагаемой жертве,
он делает несколько кругов, выбирая место приземления. Бывает,
зависает, наверно думая, а не ошибся ли он, и может не стоит.
Приселившись, начинает искать хоботком, где тут местечко
поперспективнее и уже только потом……..
Здесь все
по-другому. Как только вы обнаружены, этот вампир мгновенно
складывается истребителем и по четко прямой траектории, без
промедлений несется к вам. Уже на подлете слышно, как он жадно
причмокивает. Ни мгновения впустую! Когда ещё?
Вывод:
Взятые с собой репелленты могли оказаться не лишними!
Рацион:
Рыбу не
приготавливали только что в глине, за неимением таковой
поблизости.
Не скажу, что
бамбуковый коврик, соевый соус и васаби, листы нории и сыр
Филадельфия, оказались на острове случайно. Роллы и Сашими
удались на славу. А только что пойманная, необходимая рыбка,
придавала всему этому соответствующее настроение.
Очень хорошо
дополняли рацион грибы, как отдельными блюдами, так и добавками
к гарнирам и салатам…
Недавно открытое
новшество в виде сковородки, тоже потчевало нас без перебоя.
Толян .
Толян покидал нас на два дня раньше, вроде в среду, а в четверг
он выступал свидетелем на свадьбе. И собирался отчалить с
острова в шесть утра, поэтому он попрощался с нами ещё с вечера,
спросив, а куда плыть-то.
Представим
ситуацию: шесть утра, лодка, 5-ти сильный мотор, отсутствие
эхолота, ГПС-а, GSM связи,
отдаленность от Софпорога – 38 км, встречный ветер, Пяозеро…..
(еще учтем, что ППКВ переходила от Олега к Толяну на протяжении
всего пути к месту пребывания).
Я попросил
самого Анатолия рассказать нам:
“Проснувшись с небольшого похмелья, я не смог определить
насколько это утро раннее, так как мой телефон безнадежно
потерял остатки электрического заряда и смог только героическими
усилиями, в выключенном состоянии, выдавить из себя пару
пробуждающих сигналов установленных на 04:00. В палатках спали
счастливые товарищи, им предстояло еще прожить половину отпуска,
сладко похрапывал Есаул, не замечая потерю бойца.
Собрав свои
шмотки, разбросанные по острову, я мысленно попрощался со всеми,
схватил что-то съедобное со стола, залез в лодку. Ну, пошли… Мне
предстояло пройти около 35 км по воде до п. Софпорог на лодке с
5 сильным мотором, собрать лодку, и далее за рулем 1200км до
Питера, да так, что бы утром, на помытой машине, быть на свадьбе
в качестве почетного водителя счастливых брачующихся и гостей.
При помощи
простых математических расчетов, я планировал на воду 3 часа,
сбор 1 час, и на машине 12 часов, получалось, что через 16 часов
я буду дома. (Оптимист)
Надо сказать,
что из навигационных приборов у меня имелось:
1. – картинки в памяти с людьми махающими руками в сторону
дома.
2. – отрывочные воспоминания о путешествии в сторону стоянки, с
большими перерывами, связанными с избирательностью памяти и
влиянием большого количества алкоголя на мозг.
В общем, у меня
было направление, чего было достаточно для преодоления первой
половины водного маршрута проходящего по открытой воде. Проблемы
начали возникать после первых 3 часов пути, когда я только
достиг первого острова и понял, что дальше мои воспоминания
бесполезны, так как я не помню, какой остров, и с какой стороны
обходить. Начали пугать просторы, где не видно берегов,
плескание воды в лодке и небольшие объемы канистры с бензином,
радовало одно, что наступающий сушняк, после вечернего застолья,
можно было легко глушить, зачерпывая забортную воду кружкой и
пить вкусную, чистую воду.
Настоящие
проблемы начались с окончанием 6 часов, после того как я
преодолел цепь островов и узких проливов с торчавшими острыми
корягами, выйдя на открытый участок воды, я понимал, что
двигаюсь в правильном направлении. Одно из не испачканных
алкоголем воспоминаний говорило мне, что нужно найти вход в
речку, который был отмечен красным бакеном. Так же память мне
напоминала, что вся река и вход в речку усеян торчащими, как
частокол острыми кольями. Двигаться на надувной лодке по воде,
где в некоторых местах на квадратный метр приходится по 3-5
острых кола, достаточно сложно с большой скоростью, и каждый
изгиб берега, каждая заводь, похожа на вход в речку.
Прошло 8 часов
моего плаванья. Костлявая рука голода начала протягиваться к
горлу…. ))))) Бензин был на исходе, вокруг на 10 км ни одной
живой души, только торчащие везде колья затопленных верхушек
елей. Я заглушил мотор, нужно было принять решение, бензина на
путь назад в лагерь не было, можно было продолжить плыть в
выбранном направлении и искать вход в реку, или вернутся назад
туда, где я последний раз сопоставил свои мутные воспоминания с
окружающей действительностью, и плыть в другую сторону. Решение
давалось нелегко. За ближайшем поворотом мог быть вход в реку
или за следующим после него. Сколько раз мне уже мерещился
красный бакен вдалеке, но подплывая ближе, я видел только залом
из коряг и бревен. Я не первый раз оставался один в дикой
местности, но такого чувства я еще не испытывал, так как
понимал, что вероятность моего обнаружения маловероятна, из-за
того, что просто никто не знал, где я нахожусь, и главное так и
не узнал бы, пока ребята не приехали бы домой, через неделю.
)))) Посидев в качающейся на волнах и скрипящей резиной об
острые коряги лодке, я повернул назад. Рука моя сильно болела
устав в вывернутом положении крутить мотор, отсиженная задница
ныла, хотелось еды и просто встать на землю. В голове звенящая
пустота.
Проплывая
через верхушки затопленного леса, я в очередной раз увидел
красный бакен, я заставил себя не смотреть на него, чтобы не
испытывать очередного разочарования, я смотрел под лодку дабы не
напороться на очередную корягу.
Все таки, это
был он - красный бакен, после 9 часов скитаний и поисков я зашел
в устье реки, счастьем которое я излучал можно было бы отопить
всю тепловую систему Питера. ))))) Я дошел!!!!!!!!
На часах авто было около 14:00. Быстро свернув
лодку и запихав весь скарб в багажник, я тронулся домой уже на
четырех колесах…Бля…в баке машины совсем мало бензина, хотел же
одолжить у ребят на обратном пути, забыл, перелил в бак остатки
из канистры 1-2 литра и в самом экономичном режиме
тронулся до заправки. ДОЕХАЛ уже на парах!!! Пришло сообщение,
что у друга родилась дочка!!!! Дозвонился, поздравил счастливого
отца, договорились, если приеду, то ночью обмоем ножки. )))))))
В общем, путь
был монотонен и скучен, я прослушал все свои МП-3 диски по 2
раза на полной громкости и старался преодолевать 100км за 1 час,
на шоссе это оказалось возможно и я стал выигрывать по 10 мин на
100 км соревнуясь сам с собой в скорости прохождения 100км
участков. Остановился только на заправке рядом с границей
Карелии и ЛО, купил кофе и куриную ножку, быстро как на
пит-стопе вскочил в машину, быстро тронулся, что-то шлепнулось
на дорогу позади автомобиля, это моя куриная ножка поставленная
на крышу, и фура несется на нее!!!! Задняя передача, газ в пол,
и вот она в моих руках, очистил от песка и съел, уже набрав
крейсерскую скорость….
Гаишники
остановили только один раз под Лодейным полем, уже смеркалось, и
я их не ждал с радаром, отдал рублей 300.
Под бой курантов 24:00 и гимн РФ из радио -
Маяк я мчался по кольцевой к другану обмывать ножки, нужно было
погладить рубашку, костюм, помыть машину и быть как огурец к
11:00 на свадьбе, но это завтра, а сейчас – виски за новую маму
и папу и здоровье малышки…..
Да, рыбалка
удалась, новые знакомые стали хорошими приятелями, я успел куда
хотел и надеюсь на повторение Кумского похода!!!!!!!!!!
Домой.
Покидать остров,
было намечено на утро, причем основательно выспавшись и без
суеты.
В последнюю ночь
шел дождь, а уезжать в дождь, как говорится, хорошая примета.
Погода здесь меняется очень стремительно: шквальный ветер может
смениться штилем и обратно буквально за несколько часов, хотя
хочется отметить, что с погодой нам явно повезло: заморозков не
было, проливных дождей тоже, все время очень низко над головой
висела плотная дымка, а один раз мы даже видели солнце и много
радуг…
Перед самым
отъездом традиционно разожгли костер. Креативность Артема и в
этот раз не смогла обойти нас стороной, он свалил весь лапник в
костер, устроив тем самым адскую дымовуху, напоминающую сигналы
SOS.
О том, сколько
вещей необходимо будет увезти с собой, мы поняли только когда
расположили их все на берегу. На баркасе они смотрелись явно
компактнее…
Экипаж Беркута
отошел первым, минут через 15 и мы были на воде. Я еще раз
осмотрел остров, стоянку, места, которые менее чем за неделю
стали родными. Хотелось громко крикнуть “Спасибо”, но понимая,
всю абсурдность данного действа, я просто помахал рукой. Я не
прощаюсь – я говорю,- До Свидания!
Дул
приличный северо-восток, а Артем еще три месяца назад поменял
штатный винт на более спортивный, который скорее предназначен
для вечерних покатушек на перегонки, чем для длительных
переходов с полной загрузкой. Да! Дорогие мои читатели! На
переходе в 35 км глиссер решает много!
Сначала мы попытались разгрузить Беркут, но минус 40-50 кг.,
которые мы взяли к себе погоды не делали вообще и наше
перемещение с Женей и Есаулом сводилось к следующему: переход в
3-4 км на глиссере, дабы сэкономить бензин ( забыл сказать, что
возвращались мы опять на парах бензина), потом минут десять
покачивания на волнах, ждем Артема с Олегом, и т.д. циклически.
Ветер не унимался. Сначала старались идти вдоль берега, но скоро
траектория явно предполагала пересечение акватории… Волны
длинные и раскатистые. Когда на глиссере забираешься на такую
волну, то лодка как бы останавливается. Как я сделал вывод - это
из-за обильного наличия воздуха на гребне. И лодку просто несет
на волне, и слышно как винт характерно прокручивается. А когда
волна опускается, лодку выбрасывает, как пружиной, до следующей
волны. Ощущение неописуемое.
Бывалый рыбак, побывавший не один десяток раз на Ладоге, скажет
“Эх молодежь!”, и я его понимаю. Потом я буду думать также, но
пока….!
Ах да, на чем я
остановился, Артем еще три месяца назад поменял штатный винт на
более спортивный…
Я
попросил самого Артема рассказать нам: А он не рассказал…
Поэтому расскажу
я, в стиле “как понял – что видел”. Мы с Женей в тот момент
находились в 4-х минутном переходе до следующей
стоянки-болтанки. Плотно занимаясь правильной развесовкой
Беркута, на предмет перехода в режим глиссирования, команда со
спортивным винтом попала в резонанс с очередной набегающей
волной. Лодка нырнула в набегающую волну, под углом этак
градусов в 30 к горизонту. Олег остался в лодке, благодаря
верёвке, которой были перевязаны вещи, зацепившись за неё.
Выглядели они со стороны как “лягухи в ушате”.
После чего они
сделали два вывода:
-
она действительно проносится перед глазами мгновенно и
вся.
-
второй я не помню, но что-то банальное, вроде того, что
надо винт поменять или аккуратнее быть…
По Софьянге шли по эхолотам. Удивительными изгибами
расположилось русло на всем протяжении до Софпорога. Достаточно
одного взгляда по сторонам, как необходимые 8-10 метров
сменялись на три-четыре, и приходилось замедляться, и аккуратно
выходить обратно на глубину. Шли медленно, часа полтора. Не
помню, что увидели первым: домики по берегу или мост через реку.
Мы доплыли.
Собрались довольно быстро. Зашли в местный магазинчик, который
внешним и внутренним убранством, напомнил мне магазин конца
80-х, покрайне мере таким я его запомнил. Кто-то взял йогурт,
печенюшки, кто-то сок с сухариками. Но как сказал герой одного
отечественного фильма “- Капустка, конечно, хорошо. Но в доме
должны быть и мясные закуски!”. Было решено перед дорогой,
заехать поесть горячего в Лоухи.
Еще
уговорил всех остановиться около указательного знака “Софпорог”,
поскольку такая памятная фотография просто необходима.
Я не
знаю, почему мы опять проехали мимо заправки на Коле. Мы опять
высыхали… У Олега оставалось около литра в баке, когда мы
заехали в Лоухи. Заправка оказалась в конце главной улицы после
вокзала. Ржавые баки, две колонки с солярой и 92, круглый
циферблат и надпись “счетчик бензина не работает – верьте на
слово”, вот какой перед нами предстала долгожданная заправка… и
назад дороги нет, вернее дорога есть – бензина нет. А ещё как-то
странно на Фокусе пропал передний регистрационный номер и
появился, где-то под Кемью…
Кафе, мы нашли
не сразу, и после пары холостых остановок, мы припарковались
около трехэтажного здания. Еда представилась нам салатами и
приготовленными полуфабрикатами (с солянкой пришлось
повременить). Сначала в кафе, а это помещение 5х3 м с барной
стойкой было не многолюдно, но не успели мы допить чай, как это
небольшое помещение заполнилось до отказа, даже в небольшом
коридорчике люди выглядывали из-за плеч. А виной всему
плазменная панелька на стене и матч Суперкубка “Зенит” –
“Манчестер Юнайтед”. Допив чай, мы решили, что у нас свой финал
и отправились домой.
Перед дорогой
было решено расколдовать заправку “Кола – Софпорог – Лоухи” и
долить, как говорится “до полного”. В конце концов – это было
дело чести… Дорога обратно мне показалась явно тяжелей. После
ужина, в теплой машине хотелось спать. На следующие 4 часа
основной ……. стала борьба со сном. Местами я выезжал на обочину,
уходил на встречку и вообще вел себя ужасно. Немного помогали
семечки, на какое-то время – энергетик. Я осилил до
Петрозаводска. Дальше повела Женя.
Сразу за
Лодейным полем попрощались с Артемом и Олегом. Они съезжали в
сторону Тихвина.
Вывод:
Если вас “рубит” за рулем, надо остановиться и поспать! Полчаса
сна могут дать вам намного больше, чем может забрать его
мгновение за рулем!!!
Комментарии участников:
Евгения:
Понравилось:
Природа, погода, хариус, компания, потрясающий водоем и
необыкновенной чистоты вода.
Не понравилось:
Очень длинная дорога, хотя
впечатления от отдыха на Кумском сглаживают сей неприятный
фактор.
Анатолий:
Понравилось:
Одна из идеальных рыбалок... шутка ли, в первый раз, на одной
рыбалке, поймать 2 новых вида красных рыб (хариус, кумжа). Новые люди оказались
адекватными ребятами, так же как и я (не, наверное даже больше)
сдвинутые на рыбалке... Да нет, не надо раскладывать целостное
чувство на части... Это была просто отличная рыбалка!!!!!
Не понравилось:
Единственное о чем жалею, так это о том, что я рано уехал....
Артем:
Понравилось:
Дыхание Белого
моря и наличие признаков тундры. Скрытый потенциал трофейной
рыбалки и ненавязчивого контакта с мишками. Отсутствие брэков с
сетями и троллинговых катеров, пахающих водные поля. Первый
поцелуй семейства лососёвых.
Не
понравилось:
Отсутствие Урбановича
Вадима и его не нацеленность на реку ХХХ на Кольском в этом
году. Автотранспорт лучше всего заменить на ж/д транспорт
с последующей доставкой местным автопромом и желательно на
обжитый остров с баней.
Удивило:
полное отсутствие кровососущих и душу выматывающих животных с
крыльями.
Олег:
Понравилось:
Красивая природа,
чистая вода, нет связи с внешним миром, полно грибов. Рыбалка –
супер (кумжа, хариус, щука). Плюс ко всему подобралась отличная
компания.
Не
понравилось:
Далековато… Да ещё и
100 км по грейдеру, пи…ц машине – нужен БТР!!!
Я:
Понравилось:
Хочу оказаться на Кумском, когда Солнце заходит только на 1
минуту.
Не
понравилось:
Артем прав. Обязательно нужен гамак. Его не хватает во всех
походах. Где бы мы не находились – мы высыхали.
Эпилог:
А знаете ли Вы, где будете в наступившем году?
А я знаю!!!
20 марта 2009 года. Максим Загородный.